2023 год

       Результаты радиационно-гигиенической паспортизации территории Ленинградской области за 2023 год

       Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области в январе-мае 2023 года проведена работа в рамках действующей государственной системы оценки  радиационной безопасности населения Ленинградской области, составив в соответствии с Федеральным законом «О радиационной безопасности», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.1997 №93 «О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий», постановлением Губернатора Ленинградской области от 03.12.1998 №385-рг «О введении радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий в Ленинградской области» Радиационно-гигиенический паспорт территории Ленинградской области по состоянию за 2023 год.

      Основные выводы: в 2023 году на территории Ленинградской области радиационная обстановка стабильная, радиационных аварий и происшествий, приведших к переоблучению населения и персонала, зарегистрировано не было.

       Радиационный фон на территории Ленинградской области в течение 2023 года находился в пределах 0,05-0,29 мкЗв/ч, что соответствует многолетним среднегодовым естественным значениям радиационного фона в Ленинградской области.

       Ведущий вклад в формирование коллективных доз облучения населения по-прежнему вносится природными источниками ионизирующего излучения (главным образом за счет облучения радоном и его дочерними продуктами распада, а также природного внешнего гамма-излучения) и составляет 83,78 %. На втором месте - медицинское облучение в ходе проведения диагностических рентгенологических процедур - 15,99 %. Третье место в структуре годовой эффективной коллективной дозы облучения населения занимает вклад от деятельности предприятий, использующих атомную энергию, при этом на персонал приходится 0,12 %, а на население – 0,01 %.

       Суммарная доза облучения от природных источников на одного жителя Ленинградской области составила в 2023 году 4,34 мЗв/год, что несколько выше аналогичного среднероссийского показателя и объясняется особенностями геологической структуры территории. Групп населения с эффективной дозой облучения за счет природных источников ионизирующего излучения свыше 5 мЗв/год на территории региона не зарегистрировано. Такие цифры позволяют охарактеризовать уровень природного облучения в регионе как приемлемый и не требующий проведения мероприятий по снижению уровней облучения, за исключением адресных мероприятий по отдельным направлениям. Основными мероприятиями, направленными на углубленное изучение ситуации с целью принятия узконаправленных мер для снижения доз облучения населения от природных источников излучения, являются: радиационно-гигиеническая оценка питьевой воды, контроль за строительными материалами, минеральным сырьем с повышенным содержанием природных радионуклидов; анализ результатов социально-гигиенического мониторинга и научно-исследовательских работ по оценке природного облучения населения по районам области, выявление и уточнение радоноопасных территорий.       

      На втором месте по вкладу в общую дозу коллективного облучения населения региона находится медицинское облучение населения за счет рентгенодиагностических исследований. В Ленинградской области среднегодовая доза медицинского облучения на одного жителя в 2022 году составила 0,59 мЗв/год. В Ленинградской области среднегодовая доза медицинского облучения на одного жителя в 2023 году увеличилась до 0,83 мЗв/год (в 2022 году - 0,59 мЗв/год), что несколько ниже показателя по Российской Федерации за 2022 год - 0,89 мЗв/год.

       Количество выполненных процедур в сравнении с 2022 годом увеличилось почти на 267 тысяч и составило более 2,859 тысяч, при этом процент измеренных доз составил 100,0%. Количество исследований методом компьютерной томографии увеличилось более чем на 42,77 тысячи (на 17 %), количество рентгенографических процедур увеличилось на 199,66 тысяч (на 13 %). При этом увеличилось   значение средней дозы за одну процедуру компьютерной томографии - 5,19 мЗв при 4,38 мЗв в 2022 году.

       Дозовая нагрузка за одну процедуру рентгенодиагностического исследования в 2023 году составила 0,59 мЗв/проц., что несколько выше дозовых нагрузок в 2022 году (0,46 мЗв/проц.), но сопоставимо с дозовыми нагрузками в 2021 году (0,54 мЗв/проц.) и связано с увеличением количества процедур, в том числе выполненных методом компьютерной томографии.  Основной вклад в дозу медицинского облучения вносит компьютерная томография (86,7%), на втором месте - рентгенографические процедуры (6,9%).   В 2023 году в Ленинградской области продолжены мероприятия, направленные на замену морально и технически устаревшего рентгеновского оборудования на новое в рамках целевых программ, касающихся модернизации лечебных учреждений.

        Численность персонала группы А предприятий Ленинградской области в целом в 2023 году составила 7729 чел., персонала группы Б - 5205 чел., при этом большинство персонала группы А работает на радиационно опасных объектах (более 65%).  В отчетном году средние годовые эффективные дозы персонала радиационных объектов не превышали основные пределы доз, регламентированные Нормами радиационной безопасности НРБ-99/2009 и Федеральным законом «О радиационной безопасности населения». Средняя индивидуальная эффективная доза облучения персонала группы А составила 1,56 мЗв/год (т.е. менее установленного согласно НРБ-99/2009 предела дозы более чем в 10 раз). В 2023 году, как и в течение предыдущих пяти лет, превышений годовой эффективной дозы 20 мЗв для персонала группы А не зарегистрировано. Имеющаяся система оценки доз позволяет оперативно отслеживать группы персонала с дозами, близкими к основным пределам, своевременно принимать меры по их снижению и предотвращать случаи превышения гигиенических нормативов. При этом контролируются дозы облучения лиц из персонала группы А, имеющих индивидуальные дозы за отдельные годы более 20 мЗв в год в целях непревышения основного дозового предела за пять последовательных лет. Средняя индивидуальная доза населения, проживающего в зоне наблюдения Ленинградской АЭС и ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова», составляет 0,005 мЗв/год (т.е. ниже установленного  согласно НРБ-99/2009 предела дозы более чем в 100 раз).

     Радиационная обстановка и состояние окружающей среды в районе побережья Копорской губы Финского залива - расположения Ленинградской АЭС, Ленинградского отделения филиала "СЗТО" ФГУП "ФЭО", ФГУП "НИТИ им. А.П. Александрова". Территория данного района находится в зоне воздействия "повседневных" выбросов/сбросов действующих локальных радиационных объектов - Ленинградской АЭС, ФГУП "НИТИ им. А.П. Александрова", Ленинградского отделения филиала "СЗТО" ФГУП "ФЭО".       Радиационный контроль объектов окружающей среды в зоне наблюдения перечисленных радиационно опасных объектов осуществляется лицензированными аккредитованными лабораториями в соответствии с согласованным и утвержденным в установленном порядке регламентом. Контроль мощности и состава газоаэрозольных выбросов/сбросов сточных вод осуществляется в непрерывном режиме штатной системой радиационного контроля Ленинградской АЭС. Согласно результатам контроля мощность дозы внешнего гамма-излучения на территории города Сосновый Бор и зоны наблюдения находится на уровне значений естественного фона. Основной вклад в суммарный  выброс в атмосферный воздух всех радиационно опасных предприятий в городе Сосновый Бор вносит Ленинградская АЭС. Газоаэрозольные выбросы ФГУП "НИТИ им. А.П. Александрова" и Ленинградского отделения филиала "СЗТО" ФГУП "РосРАО" составляют десятые доли процента от выбросов ЛАЭС. Согласно данным контроля выбросы с Ленинградской АЭС радиоактивных газов и аэрозолей в атмосферу не превышают 0,002-0,0075 предельно допустимого выброса (ПДВ). В течение 2023 года сброс сточных вод, содержащих радионуклиды, в прибрежные воды Копорской губы Финского залива осуществлялся НИТИ им. А.П. Александрова и Ленинградской АЭС. Основным радионуклидом, поступающим в прибрежные воды Копорской губы Финского залива, как и в предыдущие годы, является тритий. Сбрасываемая активность трития существенно (на 4-5 порядков) превышает активность других радионуклидов, таких как цезий-137, цезий-134, стронций-90, кобальт-60. В течение 2023 года случаев превышения предельно допустимого сброса радионуклидов не отмечено, фактический сброс на 2-4 порядка ниже предельно допустимого по всем контролируемым радионуклидам.

       Радиационный контроль источников питьевой воды проводился в трех точках - реках Систе и Коваши - основном и резервном источниках хозяйственно-питьевого водоснабжения и в оз. Бабинское - контрольном водоеме.  Результаты контроля за 2023 год показывают, что среднегодовые объемные активности цезия-137, кобальта-60 и трития на три-четыре порядка ниже уровня вмешательства (УВ) для питьевой воды согласно требованиям НРБ-99/2009 и не превышают минимально-детектируемой активности для используемых средств измерения.

       Содержание цезия-137 в почве зоны наблюдения Ленинградской АЭС в 2023 году составило 2,00 кБк/кв.м и находилось в пределах величины фонового уровня. Содержание кобальта-60 в пробах почвы было ниже минимально детектируемой активности, равной 100 Бк/кв.м. В 2023 году удельные активности цезия-137 и кобальта-60 в водных растениях из промышленных каналов Ленинградской АЭС и НИТИ сопоставимы со средними многолетними значениями: цезия-137 - 7,8 Бк/кг; кобальта-60 - менее 0,9 Бк/кг. Удельная активность цезия-137 в рыбах Копорской губы составляет 7,0 Бк/кг

       Таким образом, радиоактивность природной среды в районе расположения Ленинградской АЭС в основном обусловлена главным образом естественным радиационным фоном, в незначительной мере последствиями для региона радиационной аварии на Чернобыльской АЭС и выбросами/сбросами локальных радиационных объектов.

       В соответствии с действующей редакцией Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Перечень), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074, на территории Ленинградской области находится 29 населенных пунктов, относящихся к зоне льготного социально-экономического статуса. Указанные населенные пункты расположены на территории двух пострадавших районов (Кингисеппского и Волосовского) общей площадью 680,3 кв.км. При этом в  Кингисеппском районе количество населенных пунктов, относящихся к зоне льготного социально-экономического статуса, составляет 22 с общей численностью фактически проживающего по состоянию на 01.01.2023 года населения 5896 человек, в Волосовском районе - 7 с общей численностью фактически проживающего по состоянию на 01.01.2023 года населения 6952 человек. Средние для включенных в Перечень населенных пунктов территории Ленинградской области значения поверхностной активности радионуклида цезия-137 в почве по официальным данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды составляют 0,4-0,8 Ки/кв.км, что согласно Закону Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» соответствует критериям незагрязненной территории. В 2023 году была продолжена работа по постоянному мониторингу доз внутреннего облучения населения на пострадавших территориях. Выполнен расчет средних годовых эффективных доз облучения (СГЭД90) жителей населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения. Проведен анализ основных демографических параметров населения, проживающего в данных населенных пунктах, в сравнении с аналогичными сведениями по населению Ленинградской области в целом, на основе статистических форм данных, подлежащих включению в Российский государственный медико-дозиметрический регистр. Исследования дозовой зависимости неонкологической заболеваемости среди населения, пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС не выявили статистически значимую связь показателей заболеваемости и дозовой нагрузки для всех классов. Мониторинг доз внутреннего облучения жителей населенных пунктов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, проводился на основании результатов исследований проб основных дозообразующих продуктов питания и даров леса во всех 29-ти населенных пунктах Кингисеппского и Волосовского районов. За истекший период с 2014 года превышений гигиенического критерия содержания цезия-137 в пробах местной продукции, в том числе лесной (грибы, ягоды), не регистрировалось. Заготовительные хозяйства на территориях Кингисеппского и Волосовского районов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, отсутствуют. На протяжении последних лет (по данным мониторинговых исследований за 2005-2023 гг.) радиационная обстановка в зоне льготного социально-экономического статуса продолжает оставаться достаточно стабильной. По официальным данным ФГУЗ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова" МЧС России за весь период деятельности межведомственного экспертного совета заключения о причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с радиационным воздействием у населения, проживающего в зоне льготного социально-экономического статуса Ленинградской области, не принимались.

     В Главном управлении МЧС России по Ленинградской области имеется служба радиационной, химической и биологической защиты, которая оснащена техникой и необходимым оборудованием для работы в очагах радиоактивного загрязнения. В регионе функционирует сеть наблюдения и лабораторного контроля, служба радиационной и химической защиты гражданской обороны.

     Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности, выполнению норм, правил и гигиенических нормативов на территории Ленинградской области оцениваются как эффективные, выполнение постановлений и решений, принятых Правительством Российской Федерации и Правительством Ленинградской области, направленных на улучшение радиационной обстановки, обеспечено.

     Радиационно-гигиенический паспорт территории Ленинградской области по состоянию за 2023 год получил положительное заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области,  утвержден Губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко и направлен в адрес Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации А.Ю. Поповой в целях подготовки радиационно-гигиенического паспорта территории Российской Федерации.

 

 

Обновлено 11.06.2024