Школьные лесничества
Школьные лесничества — это одна из форм внеклассной работы с детьми. Руководителем является либо опытный педагог, либо работник лесничества. Зачастую с ребятами занимаются ветераны лесного хозяйства Ленинградской области.
Вся деятельность школьных лесничеств направлена на воспитание бережного отношения к природе и углубление знаний подростков в области лесного хозяйства и экологии. Здесь школьники приобретают навыки по уходу за лесом, лесовосстановлению, усилению защитных и использованию оздоровительных функций лесов.
Для этого проводятся занятия по экологии и биологии леса, лесоводству, защите лесов от болезней, экспериментальные и практические уроки. Ребята разбивают пришкольные питомники, организуют экологические тропы, помогают охранять лес, проводят уборки, развешивают скворечники и посещают особо охраняемые природные территории.
Приказом Рослесхоза от 16.04.2012 №145 утверждена программа развития движения школьных лесничеств (далее – Программа) в соответствии с которой школьное лесничество - добровольное объединение школьников как внеклассная форма организации работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии.
Целью Программы является, в том числе, пропаганда школьных лесничеств как формы эколого-лесоводственного воспитания подрастающего поколения, как средства ранней профессиональной ориентации школьников.
Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. В связи с чем, во многих субъектах Российской Федерации развитие движения школьных лесничеств получило широкое распространение.
На Всероссийском съезде школьных лесничеств, проведенном Федеральным агентством лесного хозяйства с 30 сентября по 3 октября 2013 г. в г. Красноярске, при поддержке Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края с участием представителей Минобрнауки России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, образовательных и общественных организации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано способствовать пропаганде школьных лесничеств и максимально широкому освещению их деятельности в средствах массовой информации.
Критерии отнесения детских природоохранных объединений к школьным лесничествам отражены в анкете школьного лесничества, форма которой утверждена протоколом от 10 июля 2012 года №АП-13/362-пр заседания межведомственной рабочей группы по вопросу развития движения школьных лесничеств (сформирована распоряжением Рослесхоза от 24 января 2012 года № 6-р).
После утверждения Губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко программы по развитию школьных лесничеств появилась возможность создания материально-технической базы для этой важной и нужной работы.
Во Всеволожском, Выборгском, Кингисеппском, Кировском, Киришском, Лодейнопольском, Лужском, Сланцевском, Гатчинском, Тихвинском, Тосненском, Бокситогорском муниципальных районах Ленинградской области школьные лесничества созданы.
В Волосовском, Волховском, Ломоносовском, Приозерском муниципальных районах Ленинградской области лесничествами-филиалами ЛОГКУ «Ленобллес» совместно с образовательными учреждениями проводится подготовка первичных документов, обосновывающих создание школьных лесничеств, оформление приказов о назначении ответственных лиц, соглашений между лесничествами и образовательными учреждениями, разработка положений о работе школьных лесничеств и учебных планов. Кроме этого, ведется работа с арендаторами лесных участков в целях закрепления за школьными лесничествами опытных площадок.