80-ой годовщине со дня прорыва блокады Ленинграда посвящается
«Твой долг – дать дрова Ленинграду» – этот лозунг все восприняли как комсомольское поручение, ведь положение блокадного Ленинграда могли спасти только лесозаготовки и торфозаготовки в прифронтовой полосе.
22 июня 1941 года началась война, а уже 8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900-дневная блокада города.
В связи с тем, что запасы топлива быстро уменьшались, было принято решение о проведении лесозаготовок на специально отведенных участках лесоохранной зоны. Дрова для осажденного Ленинграда имели исключительное значение, где все, что могло гореть, было использовано на топливо уже в первую блокадную зиму.
Заготовка дров была организована в лесопарковой зоне, где были созданы Парголовская, Всеволожская, Шедловская и Токсовская лесозаготовительные конторы, а также Невский механизированный лесопункт.
Заготовка леса шла в очень тяжёлых условиях. Нормальных дорог не было, не хватало транспорта, инструментов, механизмов, не говоря уже о теплой одежде и продуктах питания. Все были ужасно истощены. Лучковая пила была самой ценной принадлежностью лесоруба и её берегли, как зеницу ока.
Работать зачастую приходилось под артиллерийским обстрелом. Но город уже в первые месяцы после организации дровозаготовок получил 55 тысяч кубометров дров.
В столовые, организованные в лесозаготовительных поселениях, работники-лесозаготовители сдавали свои продуктовые карточки, оставляя только карточки на хлеб и на сахар. За выполнение нормы им добавляли по 125 граммов хлеба, и все стремились выполнить непосильную норму – 2,5 кубометров в смену.
Лесорубы отчётливо понимали, что их труд имеет большое значение для обороны Ленинграда, поэтому работали до изнеможения.
В дополнение к 6 тысячам лесорубов, работавшим на заготовке дров в первые месяцы блокады, Военный Совет Ленинградского фронта выделил в середине 1942 года еще 2 тысячи человек и несколько автомашин. В марте 1942 года лесорубы получали уже по 500 граммов хлеба в день и по 40 граммов крупы. Чтобы поправить здоровье рабочих, ликвидировать цингу, в столовой в обязательном порядке перед обедом выдавали по 200 граммов свежего напитка из хвои, содержащего витамин С.
Как в лесозаготовительных конторах, так и в осажденном городе как источник аскорбиновой кислоты широко использовалась технология приготовления витамина С из хвои. Надежный источник этого сырья - хвойные леса - росли в ближнем пригороде Ленинграда. Только до декабря 1941 года было изготовлено более 2 млн. доз этого витамина. Вскоре понадобился каротин. Растворами этого соединения лечили и обморожения. Поскольку моркови, богатой каротином, не было, его извлекали из тех же игл хвои.
Во многом благодаря лесу в самые суровые годы блокады в Ленинграде работало порядка 50 предприятий, производивших вооружение и боеприпасы. Выпускались танки, артиллерийские орудия, миномёты, пулемёты, автоматы, снаряды, мины около 100 видов оборонной продукции, которая приблизила победу в Великой Отечественной войне.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ И СЛАВА!
При подготовке статьи использованы материалы:
- Министерства природных ресурсов https://www.mnr.gov.ru/press/75-let-pobedy/god_pamyati_i_slavy_rol_lesnykh_resursov_i_blokada_leningrada/?special_version=Y
- Всеволожского историко-краеведческого объединения «Русское наследие» http://dompisatel.ru/?p=20369
- фотографии с выставки архивных документов к 80-летию Прорыва блокады Ленинграда (в здании правительства Ленинградской области)